Методические рекомендации, 2023 г.

1. Общие положения.

В связи с обострившимся мировым цивилизационным противостоянием все более актуальным становится воспитание подрастающего поколения в духе традиционных ценностей, о чем неоднократно высказывался лидер нашей страны В.В. Путин. 9 ноября 2022 г. Президентом Российской Федерации был принят Указ № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Одно из важнейших направлений этого фронта работы – удержание населения и, прежде всего, молодежи в перманентной просемейной культурной повестке, утверждение культурного суверенитета посредством возрождения старых и создания новых просемейных праздников – своеобразных редутов по защите традиционных ценностей России.

Недавно в России впервые на государственном уровне стал праздноваться День отца. Доброй российской традицией ещё ранее стал День матери.

Идея выражения благодарности родителям изначально родилась в 2013 году в Екатеринбурге в формате уличных мероприятий. В 2020 г. на Демографическом форуме «Генерация – 2050», участие в котором приняло более 110 просемейных НКО (более 1150 активистов из 71 региона России) родилась идея праздника, в рамках которого чествуются оба родителя (и не только одного поколения). Данная инициатива была поддержана Демографической платформой РФ и была оформлена в виде праздника благодарности родителям «Спасибо за жизнь!» с определенными форматами празднования.

22 декабря 2021 г. праздник был поддержан администрациями 39 регионов России и был успешно проведен в 4 000 учебных заведениях. ВКонтакте новости чаще всего публиковались с хештегом #спасибозажизнь2021.

В феврале в 2022 г. инициатива была презентована на слушаниях в Общественной палате Российской Федерации. Резолюция с рекомендацией поддержать проект направлена главам субъектов Российской Федерации письмом исх.№7ОПК-1/585 от 24 марта 2022 г. В 2022 г. в празднике приняли участие уже более 14 000 образовательных учреждений из 70 регионов РФ.  Инициативу празднования поддержала Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка М.А. Львова-Белова, ряд общественных деятелей и деятелей культуры.

1.1. Цели и задачи праздника

Инициатива направлена на воспитание детей и юношества в духе уважения и почитания родителей, привитие чувства благодарности за дар жизни, гармонизацию родительско-детских отношений, укрепление семейных ценностей, профилактику таких явлений как аборты, одинокая старость, суицид. Праздник влияет на формирование базовой коммуникации – уважение к старшим, а значит на первый показатель эффективности глав субъектов Российской Федерации – доверие к власти.

Создание высокой культуры отношения детей к родителям является формированием новой российской культурной традиции, которая со временем может перерасти в международный день благодарности родителям «Спасибо за жизнь!».

1.2. Участники праздника

Учащиеся и педагоги образовательных учреждений РФ; родители; студенты вузов и сузов; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; военнослужащие срочной службы, лица, отбывающие наказание в пенитенциарных учреждениях, а также все желающие поздравить и поблагодарить своих родителей.

1.3. Эффекты праздника

Для родителей:

  • улучшение отношений с детьми;
  • благодарные родителям и любящие жизнь дети;
  • мотивация самим быть еще лучше;
  • профилактика одинокой старости.

Для детей:

  • радость родителей;
  • мотивация еще радовать родителей;
  • теплые отношения в семье;
  • умение правильно выражать свои чувства;
  • развитие эмоционального интеллекта.

Для семьи:

  • гармонизация родительско-детских отношений;
  • укрепление семьи;
  • связь поколений.

Для регионов и государства в целом:

  • создание высокой культуры отношения детей к родителям;
  • укрепление традиционных и семейных ценностей;
  • профилактика семейного неблагополучия;
  • через уважение к старшим формирование уважение к иерархии и власти в целом;
  • улучшение демографических показателей (снижение числа разводов, абортов, брошенных родителей, химических зависимостей, увеличение продолжительности жизни);
  • снижение девиантного поведения среди детей и подростков.

Для пожилых людей:

  • профилактика одинокой старости;
  • чувство нужности;
  • улучшение самочувствия;
  • увеличение продолжительности жизни.

Для педагогов и страны в целом:

  • воспитание гармонично-развитой и социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций;
  • профилактика негативных явлений среди учащихся;
  • через благодарность старшим воспитание благодарности учителям;
  • утверждение благодарности в качестве общественной нормы.

Для воспитанников детских домов:

  • проработка детских травм и обид;
  • формирование позитивного отношения к миру через чувство благодарности за жизнь;
  • возможность выразить чувство благодарности своим воспитателям;
  • возможность перенести свои сыновние и дочерние чувства на крестных родителей.

Старшеклассники, студенты, военнослужащие:

  • формирование осознанного отношения к родителям;
  • переосмысление детского периода жизни;
  • формирование установок на родительство, отцовство и материнство, через выражения благодарности своим родителям.

2. Типовой сценарий проведения праздника в средних образовательных и дошкольных учреждениях

Учащиеся школ и дети старших групп детских садов и дошкольных образовательных учреждений делают собственноручно открытку для родителей по определённому формату: в открытке написаны слова благодарности родителям за жизнь. При этом сама открытка может быть изготовлена по предлагаемому шаблону или в свободном формате. Записи мастер-классов по изготовлению открыток и другие материалы имеются на сайте https://благодарностьродителям.рф в разделе меню «Форматы».

Каждый год формат открытки меняется, но ключевой посыл «Спасибо за жизнь!» и замысел праздника сохраняются.

Предлагается также снимать процесс изготовления детьми открыток и вручения родителям, делать публикации в соцсетях образовательных учреждений с единым хештегом #спасибозажизнь2023 и дополнительно с хештегом региона, чтобы при мониторинге можно было легко идентифицировать регион (например, #Санкт_Петербург).

Можно записывать видеоролики, на которых весь класс стоит с открытками и хором радостно благодарит родителей (https://yadi.sk/i/lF01MZQBMMS8fA).

Выкладывать в соцсети такие видеоролики имеет смысл только в том случае, если преподавателю удалось зарядить учеников позитивом так, что это будет радостно увидеть родителям.

22 декабря – единый день проведения праздника. В России так принято, что к концу года все стремятся отдать долги, сдать годовые отчёты, и в списке незаконченных дел поблагодарить родителей должно быть на первом месте.

В конце декабря школьники украшают классы, мастерят какие-то поделки, поэтому сделать простую открытку не составляет труда и не отвлекает от основного образовательного процесса.

В 2023 году предлагается сделать следующие интересные и простые методы изготовления необычных открыток: https://yadi.sk/d/x3Q6csJz1lqnTg, а также можно в качестве образца применять мастер-класс открытки 2021, 2022 гг.:  https://yadi.sk/d/K9PMjEXUdSnRoQ , https://yadi.sk/d/PzhFtDku_Q-J3A  Важно, что в данных вариантах открыток есть не только корневой посыл праздника «Спасибо за жизнь!», но и другие варианты, что даёт возможность детям более широко выразить чувство благодарности.

Каждый год мы ищем новые форматы открыток, и со временем могут возникнут семейные альбомы с интересными открытками, сделанными руками детей.

Открытка является не только инструментом привития благодарности и элементом воспитания почтения к родителям, но и с 9-го класса содержит просветительский элемент, а именно в качестве ключевого посыла, содержащегося в открытке с 9-го класса и выше, предлагается использовать «Спасибо за то, что подарили мне жизнь (количество например 14) лет и 9 месяцев назад!». Исследования показали, что 34% старшеклассников не осознают, что их жизнь началась за 9 месяцев до появления на свет, и соответственно не испытывают благодарности к родителям, за огромные труды своей мамы по их вынашиванию, и к папе – за особую поддержку мамы, и соответственно ребенка.

Возможно проведение в школе или районе конкурса на лучшую открытку, лучшее поздравление, ролик.

3. Специальный формат праздника в общеобразовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В рамках сценариев проведения праздника имеется специальный формат для воспитанников детских домов и детских домов-интернатов.

Число детей-сирот в России за два года сократилось на 15%, до 42 тыс. (0,4% от общего числа детей в школах РФ). В основном случаи, когда ребенок становится сиротой, связаны с лишением и ограничением родительских прав и только лишь 24% – со смертью родителей.

Для воспитанников детских домов участие в подобном празднике может иметь особое значение. Это проработка детских травм и обид, формирование позитивного отношения к миру через чувство благодарности за жизнь.

Форматы

3.1. В школах, в которых учатся воспитанники детских домов, вместо праздника благодарности родителям «Спасибо за жизнь!» предлагается «Праздник жизни» или «Праздник благодарности» в виде спортивных соревнований, творческих конкурсов, конкурсов стихотворений и сочинений «Я люблю жизнь!».

Возможно привлечение психологов для работы с детскими обидами.

3.2. 22 декабря – День памяти святых Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Богородицы, что тоже является символичным. Не всех детей усыновляют, но потребность в родителях есть у большинства. Поэтому (по согласованию с епархиями) Русской православной церковью предлагается в октябре – ноябре проводить в детских домах огласительные встречи (лекции, показ фильмов) со священниками, по результатам которых воспитанникам детских домов будет предложено креститься. После чего священниками на приходах подбираются детям крёстные родители и до 22 декабря проводятся крещения детей. И по предварительной договорённости с руководством детских домов крёстные родители смогут брать крестных детей на выходные в поездки, либо встречаться на выходных для дружественного времяпрепровождения.

В тех городах, где воспитанники детских домов уже имеют крёстных родителей, дети делают для них открытки благодарности (с помощью организаторов праздника придумать за что именно они хотят выразить благодарность). Выражение благодарности крёстным родителям не должно исключать выражение благодарности родителям за жизнь и благодарности воспитателям детского дома.

4. Проведение праздника в старших классах школ, сузах и вузах

Ключевой подход к проведению праздников со старшеклассниками, учащимися сузов и вузов заключается в пробуждении осознанности, опоре на инициативу и творчество, уважении к мировоззренческой позиции формирующейся личности, соревновательность.

В связи с этим рекомендуются следующие молодежные форматы:

  • дискуссия;
  • флешмобы  (примеры хэштегов в соцсетях: #яблагодарен, #благодарностьродителям и т.д.);
  • мозговой штурм;
  • стратегическая сессия;
  • конкурсы (на лучшее поздравление, кто сможет найти больше причин благодарности родителям и т.п.);
  • стенгазета;
  • соцопрос: благодарен ли ты (вы) родителям и за что (возможна съемка роликов).

Возможен формат проведения учащимися социологического опроса населения: хотят ли люди, чтобы праздник благодарности родителям подхватил весь народ России и он стал всероссийским днём благодарности.

Темы для конкурсов, концертов-капустников: самая смешная благодарность родителям, КВН, самая оригинальная благодарность, самая музыкальная благодарность-поздравление, сценка.

Темы для обсуждения и творчества:

  • житейские хитрости («лайф-хаки») — чему я научился у своих родителей;
  • за что я буду благодарен родителям;
  • за что мне будут благодарны мои дети;
  • чем я буду лучше родителей, что я сделаю лучше моих родителей.

Темы конкурсов, дискуссий и акций лучше всего разрабатывать в ходе мозговых штурмов с самими подростками и молодежью.

Мероприятия проводятся с опорой на старосту класса, группы, школьные и студенческие советы, творческие коллективы, институты школьного и молодежного самоуправления.

Особое значение вовлечение в мероприятия проживающих в общежитиях вдали от дома, что обостряет чувства к родителям.

4.1. Формат, ориентированный на поддержку рождаемости и профилактику прерывания беременности.

В типовом формате открыток для учеников 9-11-х классов, студентов сузов, вместо ключевой фразы «Спасибо за жизнь!» для желающих может быть применена фраза «Спасибо за то, что подарили мне жизнь столько-то лет и 9 месяцев назад!».

Привитие детям благодарности родителям за заботу и труды, понесенные не только после рождения, но и в нелегкий период беременности, является ненавязчивым форматом повышения уровня осознания периода жизни до рождения. Что соответствует целям и задачам Комплексного проекта профилактики абортов «Плюс один» (реализуется при поддержке Минздрава России).

5. Проведение праздника в воинских частях

В период несения службы вдали от дома молодые люди, военнослужащие срочной службы особенно остро чувствуют связь с семьей и родителями, даже если ранее они могли находиться с ними в конфликтах. Период несения воинской службы это прекрасный повод заново переосмыслить свои отношения с родителями уже не с позиции ребенка, но с позиции взрослого, простить какие-то обиды, попросить прощения самому, выразить благодарность за жизнь. Тем самым в военнослужащих формируется собственные осознанные установки на ответственное родительство, отцовство.

На такие мероприятия возможно приглашение представителей старшего поколения, ветеранов боевых действий, семейного психолога, лектора.

При этом не стоит излишне контролировать военнослужащих, так как вопрос письма родственникам это глубоко личная тема. Мероприятия должны стать поводом для написания таких писем, поводом для размышлений, но не принуждением.

6. В учреждениях ФСИН

В процессе исправления заключенных очень большой воспитательный момент имеет возвращение к традиционным ценностям, семейным ценностям, идентификация себя как отца, матери, сына, дочери. Какие бы ни были жизненные перипетии, для каждого человека мама и папа это святое. Чем тяжелее жизненные обстоятельства, тем больше человеку нужна любовь, и безусловная любовь, что бы не случилось, это любовь родителей, матери. Только она одна порой согревает сердце и является тем маяком, на свет которого может выбраться душа, застрявшая на рифах судьбы.

Предлагая написать письмо родителям, поблагодарить их за жизнь, мы по сути предлагаем осужденному путь духовного возрождения, путь на котором обретается вера в любовь, которую осужденный мог уже потерять. Пока пишется это письмо, идет переосмысление ценностей, происходит возвращение к базовым ценностям, заложенным при воспитании в семье и школе. Желательно после этого праздника продолжить эту работу и помочь осужденным обрести крепкий фундамент на базе традиционных ценностей нашего общества. В этом могут помочь психологи, священнослужители, и другие специалисты, занимающиеся воспитательным процессом.

7. Привлечение старшего поколения, ветеранов

Одной из главных проблем современного общества – это нарушение межпоколенческого взаимодействия, передачи ценностей. Поэтому так важно приглашение на праздник благодарности родителям представителей старшего поколения, ветеранов, заслуженных работников, с рассказом о том, за что они благодарны своим родителям.

Старшее поколение в большей степени является носителем традиционных духовно-нравственных ценностей, поэтому их участие в празднике задает особый вектор и пример для детей и молодежи.

8. Работа с районными и региональными СМИ

СМИ рекомендуется снять отзывы родителей о празднике, их впечатления от поздравлений детей, провести короткий устный позитивный опрос граждан с вопросом, нравится ли им идея необходимости привития детям благодарности родителям за жизнь и за всё хорошее, что делают родители для детей. Показать в СМИ, как дети дарят родителям открытки, и записать счастливые отзывы родителей. Озвучить также, сколько учеников подарили открытки родителями в регионе или городе. Могут быть сюжеты и об особых аудиториях праздника, перечисленных в данных рекомендациях.